Акция Автосеть Акция Автосеть Акция Автосеть

08:30 - 19:00 (Пн - Сб)

09:00 - 18:00 (Вс)

Круглосуточно (онлайн-заказ)

Дарим скидку 6%

Что означает 3PMSF на шинах, или снежинка в треугольнике

Альпийский символ 3PMSF на шине

Маркировка 3PMSF — это международно принятый символ, который означает, что шина прошла специальный тест на сцепление со снегом и получила одобрение от уполномоченных регулирующих органов. 3PMSF-маркировку называют «альпийской», поскольку выглядит она как снежинка внутри горы с тремя вершинами.

Неофициально пиктограмму 3PMSF (Three-Peak Mountain SnowFlake, в пер. «гора с тремя пиками и снежинка») называют символом доказанной силы на снегу. Доказанной — значит заслуженной после серии тестов, и этим она выгодно отличается от маркировки M+S, которая, как поясняет компания Michelin, «не требует никаких эксплуатационных испытаний», выступает «просто самосертификацией производителя» и «не подразумевает какой-либо объективной гарантии»[1]. Именно из-за бессмысленности символов M+S в самом конце 1990-х и родился альпийский значок.

От производителей требуют, что альпийский символ был не меньше 15 мм в базе и не менее 15 мм высотой. Его очертания регламентированы и не могут быть видоизменены. Поэтому любые другие снежинки, горы, ледышки и прочие намёки на зиму — это просто декоративные элементы.

Автор: Глухов Пётр, редактор

Опубликовано:

Содержание:

Как появилась маркировка 3PMSF

История альпийского значка 3PMSF началась в 1999 году, когда Ассоциация производителей шин США (USTMA) и Ассоциация производителей резины Канады (RAC) определили, какими должны шины для безопасного вождения в снежную погоду. Усилиями обеих ассоциаций был разработан стандарт ASTM F1805, который описал порядок испытаний легковых и грузовых покрышек на утрамбованном снегу. Конечное назначение стандарта — помочь водителям идентифицировать автошины с гарантированно надёжным сцеплением на снегу. Маркировка M+S такой гарантии не давала и даже вводила автомобилистов в заблуждение, что негативно отражалось на безопасности вождения.

Стандарт ASTM F1805 определил: чтобы испытуемая шина получила значок-снежинку, индекс её сцепления со снегом должен был превзойти таковой у эталонной шины. По умолчанию эталонной шине назначали индекс 100, соответственно, испытуемой следовало показать индекс 110 или выше.

Декоративная маркировка-снежинка на шине
Пример декоративной снежинки, которую нельзя отождествлять с альпийским значком

В 2007-м Национальное управление безопасностью движения на трассах США (National Highway Traffic Safety Administration, NHTSA) добавило «снежинку внутри горы» в свод федеральных правил, регулирующих безопасность автомобильных компонентов и систем (стандарт FMVSS 139). Другими словами, стандарт обрёл законодательную оболочку. Понятно прописанные правила, очевидная польза и грамотная популяризация — всё это сделало пиктограмму 3PMSF чем-то самим собой разумеющимся, естественным ориентиром для тех, кто готовит автомобиль зимовать в условной Миннесоте или Онтарио.

Американская инициатива показалась полезной и в объединённой Европе, поскольку в её границах тоже полно территорий, где снегопады сильно усложняют дорожный трафик: например, даже в тёплой Италии в горах прилично снежит. В 2008 году Европейская техническая организация шин и колесных дисков (European Tyre and Rim Technical Organization, ETRTO) опубликовала свою методику, по которой шины должны проходить тесты на соответствие 3PMSF. Европейская экономическая комиссия ООН (United Nations Economic Commission for Europe, UNECE) узаконила требования к 3PMSF-шинам по этой методике в 2011 году — Регламент 117.02. Также в регламент вошли американские методики.

Как заслужить маркировку-снежинку

Европейский регламент 117.02 описывает три критерия для сертификации 3PMSF-резины:

  • среднее полностью развитое замедление (Mean Fully Developed Deceleration, MFDD) в тесте на торможение. Это значение рассчитывают на основе данных между 80% и 10% от начальной скорости автомобиля;
  • среднее тяговое усилие в тесте на сцепление с дорогой (Spin Traction Method). На колесо с испытуемой шиной передают крутящий момент. Постепенно крутящий момент увеличивают, при этом одновременно поддерживают одинаковую скорость — благодаря тормозному моменту неиспытываемых колёс. Коэффициент сцепления с дорогой определяют на основе измеренных значений продольных и вертикальных усилий в течение заданного периода времени. Рекомендуемая испытательная скорость транспортного средства составляет 8,0 км/ч (5,0 миль/ч);
  • среднее ускорение в тесте на разгон (Acceleration Method). Начиная с заданной начальной скорости включают полный газ для активации системы контроля тяги. Конечная скорость равна начальной, увеличенной на 15 км/ч. Среднее ускорение рассчитывают между начальной и конечной скоростями.

Первые два критерия используют для легковых и легкогрузовых автошин (классы C1 и C2), а третий — для грузовых (класс C3). Причём легковые и легкогрузовые модели не обязаны подтверждать оба из предложенных критериев, достаточно одного на выбор.

Класс испытуемой шины Индекс сцепления на снегу
Тест на торможение Тест на тягу Тест на ускорение
SRTT-14, SRTT-16 SRTT-16C SRTT-14, SRTT-16 SRTT-19,5, SRTT-22,5
C1 1,07 нет 1,10 нет
C2 нет 1,02 1,10 нет
C3 нет нет нет 1,25

Примечание:

  • SRTT 14 — эталонная легковая шина диаметром 14 дюймов;
  • SRTT 16C — эталонная легкогрузовая шина диаметром 16 дюймов;
  • SRTT 19,5 — эталонная грузовая шина диаметром 19,5 дюймов узкая (245/70);
  • SRTT 22,5 — эталонная грузовая шина диаметром 22,5 дюймов широкая (315/70).

Какой бы ни была методика, при испытаниях придерживаются строгих правил к покрытию, погоде и самим покрышкам.

Правила подготовки к тестам

Некоторые из принятых в Европе правил, которым следуют при подготовке площадки к тесту на торможение[2]:

  • испытательная поверхность должна быть ровной, достаточной длины и ширины, с уклоном не более 2%;
  • снег должен быть двухслойным: нижний слой — плотно утрамбованное снежное основание толщиной не менее 3 см, верхний слой —среднеукатанная и подготовленная поверхность толщиной около 2 см;
  • температуру воздуха следует измерять на высоте около одного метра над землёй, и она должна находиться в пределах -2...-15 °C;
  • температуру снега следует измерять на глубине около одного сантиметра, и она должна находиться в пределах -4...-15 °С;
  • индекс уплотнения снега следует измерять CTI-пенетрометром, результат должен находиться в пределах 75–85.
CTI-пенетрометр для снега
CTI-пенетрометр – разработка американской компании Compliance Testing Incorporated, что и нашло отражение в названии инструмента

Что касается транспортного средства, это может быть любой серийный автомобиль в исправном состоянии и оснащённый системой ABS. Транспортное средство укомплектовывают калиброванными датчиками, подходящими для измерений зимой. Датчики и система сбора данных для хранения измерений должны быть такими, чтобы относительная неопределённость вычисленных средних значений составляла менее процента.

Некоторые из правил, которым следуют при подготовке легковых шин:

  • поскольку после формования шины на ней остаются «заводские» заусеницы и масла, перед испытанием все покрышки обкатывают;
  • перед тем как смонтировать их на колёсные диски, шины выдерживают при температуре наружного воздуха не менее двух часов;
  • непосредственно перед тестом контактную поверхность протектора очищают;
  • давление в шинах доводят до значений, установленных правилами испытания.

Правила при проведении тестов

Рекомендуется соблюдать условия, чтобы на тестовую площадку не попадали прямые солнечные лучи, не было больших колебаний влажности и сильных порывов ветра. Шины-кандидаты и стандартные эталонные шины испытывают не менее 6 раз. Чтобы не тормозить по следу предыдущего комплекта резины, траекторию движения автомобиля каждый раз смещают. Когда уже невозможно избежать торможения по следам предыдущих комплектов, испытательную трассу подготавливают заново. И эталонные, и покрышки-кандидаты тестируют дважды, причём в разные дни.

Перед тем как начать тормозить, автомобиль разгоняют до скорости не ниже 28 км/ч. Когда автомобиль достигает зоны измерения, включают нейтральную передачу, а педаль тормоза нажимают с постоянной силой, достаточной для срабатывания ABS на всех колёсах. Тест считается завершённым, когда скорость автомобиля снижается до 8 км/ч. Данные для анализа берут при замедлении в диапазоне от 25 км/ч до 10 км/ч.

Шина-кандидат получает значок-снежинку 3PMSF, если её индекс сцепления со снегом превосходит таковой у эталонной, или SRTT-шины, как минимум на 7%.

Критика 3PMSF-маркировки

В шинной индустрии выражают мнение, что текущие процентные пороги хорошо бы пересмотреть, и приводят пару доводов:

  • пороги установили ещё в 1999 году, а технологии и требования к безопасности с того времени шагнули далеко вперёд;
  • кандидатов сравнивают с SRTT-шинами, которые больше похожи на всесезонные, чем на зимние.

Подробности об эталонной, или SRTT-шине

SRTT расшифровывается как «Standard Reference Test Tire» и переводится как «стандартная контрольная испытательная шина». Встречается, что SRTT-шину называют «контрольной» или «референсной», хотя обычно её упоминают как «эталонную».

Министерство транспорта США представило эталонную покрышку в 1980-х. Её размеры, вес, материалы и другие физические свойства были описаны в спецификации ASTM E1136. Если коротко, за стандарт приняли всесезонную радиальную шину со стальным брекером в типоразмере P195/75R14. Производить её доверили североамериканскому подразделению Michelin. Тогда стандартную шину использовали, чтобы оценить тормозной путь, износостойкость и другие качества резины на асфальте. Только пару десятков лет спустя её стали брать на холодные площадки, чтобы оценивать сцепление шин со снежным покрытием.

В 2010-х стало очевидным, что 14-дюймовая SRTT-резина утратила актуальность: большинство автомобилей уже оснащали 15- и 16-дюймовыми покрышками. Вдобавок для Michelin стало проблемой находить материалы, необходимые для производства эталонных шин. Поэтому в 2020 году предложили, чтобы референсной автошиной стала Uniroyal Tiger Paw типоразмером P225/60R16 97S (спецификация ASTM F2493-20). Это тоже всесезонная модель, но куда с более дорожным рисунком протектора и совсем другой начинкой.

Старая и новая эталонные SRTT-шины
Слева — прежний 14-дюймовый эталон, справа — новый 16-дюймовый

Начиная с 1980-х все SRTT-шины выпускали на заводе Michelin в американском городе Ардмор (штат Оклахома). В 2023 году Michelin объявила об оптимизации бизнес-процессов и постепенном сворачивании производства в Ардморе. В связи с этим изготовление эталонных покрышек решили перенести в Европу — а именно в польский Ольштын. Переходный период закончится в 2025-м. До этого разрешено использовать стандартную резину как американского, так и европейского производства.

Параллельно Michelin поработала со всеми заинтересованными структурами, чтобы найти эквивалентные значения для коэффициентов трения на снегу между 14- и 16-дюймовыми стандартными покрышками. Так, в поисках участвовали Национальное управление безопасностью движения на трассах США, Министерство транспорта Канады, Министерство природных ресурсов Канады, Ассоциация производителей резины Канады и Ассоциация производителей шин США. Одно из предложений — повысить проходной балл с текущих 1,10 до 1,12 в тесте на тягу. В последней редакции правил — 117.02 (рев. 4) от 20 февраля 2023 г. — оно не отражено.

Источники

1. англ. Are winter tyres required by law? — блог британского представительства Michelin.

2. англ. Regulation No 117 of UNECE — официальная публикация Европейской экономической комиссии ООН.