Акция Автосеть Акция Автосеть Акция Автосеть

08:30 - 19:00 (Пн - Сб)

09:00 - 18:00 (Вс)

Круглосуточно (онлайн-заказ)

Дарим скидку 6%

Омологация шин: что это самыми простыми словами

Шина для Mercedes-Benz с омологацией MO-S

Омологация — это поэтапная адаптация шин для конкретной модели и поколения автомобиля. При адаптации может изменяться состав резины, компоненты брекера и даже рисунок протектора. На омологацию шины указывает специальная маркировка — обычно буквенно-цифровая, реже символьная. Маркировка уникальна для каждого автопроизводителя.

Автор: Глухов Пётр, редактор

Опубликовано:

Содержание:

Что понимают под омологацией шин

Омологация — это соглашение между автоконцерном и шинным производителем о совместной разработке шин для конкретного автомобиля или электромобиля. Другими словами, это обязательство разработать резину для первичной комплектации и долгосрочно поставлять её на вторичный рынок.

Базой для малосерийных омологированных моделей выступают модели массмаркета. Иногда они выглядят как близнецы, иногда различия прослеживаются легко.

Pirelli P Zero PZ4 обычная и с омологацией
Если внутренняя и центральная зона у обычной (слева) и омологированной Pirelli P Zero PZ4 очень похожи, то наружные — в корне разные

Зачем омологировать шины, объясняет компания Michelin[1]:

Каждая модель автомобиля имеет свои особенности. Вес, мощность и расположение двигателя напрямую влияют на выбор шин, поэтому производители автомобилей требуют учитывать эти факторы. Инженеры Michelin тесно сотрудничают со своими коллегами из таких брендов, как Mercedes-AMG, Porsche, Tesla или BMW, чтобы разрабатывать автошины, отвечающие конкретным потребностям каждой марки.

Выгода автоконцерна — ювелирное соответствие шин тем габаритам, развесовке по осям и прочим исходным, которые определяют характер автомобиля. Выгода шинного производителя — долгосрочный контракт поставки, то есть стабильный и прогнозируемый источник доходов.

Сколько времени уходит на разработку омологированной резины, уточняет компания Pirelli[2]:

От 2 до 3 месяцев затрачивается на то, чтобы автопроизводитель и шиноделы обсудили дизайн и баланс характеристик. Разработка прототипа и его всеобъемлющее тестирование занимает приблизительно от 2 до 3 лет. Запуск в массовое производство уже протестированного и согласованного прототипа продолжается от 2 до 6 месяцев.

При том что жизненный цикл рядовых шин для массмаркета обычно равен 5-6 годам, омологированные покрышки могут выпускать куда дольше. Так, спортивную модель Continental ContiSportContact 2 представили в далёком 2010 году, но продолжают поставлять, поскольку именно её выбрали для базовой комплектации Mercedes S500, Jaguar XJR, Lexus IS300 и Porsche 911 Carrera.

Cпортивная шина Continental ContiSportContact2
Спортивная шина Continental ContiSportContact 2 с омологацией MO (для Mercedes)

Бывает, что одному и тому же поколению одного и того же автомобиля омологируют шины от разных поставщиков. Например, заводской резиной для Tesla Model 3 в размере 235/40 R19 выбрали Pirelli P Zero PZ4 и Hankook Ion EV, а для Tesla Model Y в размере 255/45 R19 — Pirelli P Zero PZ4 и Hankook Ventus S1 evo3 EV. Это умешает зависимость автопроизводителя от шинного производителя.

Сравнение омологированных шин от разных поставщиков

В 2024 году немецкий журнал Auto Bild Sportscars опубликовал тест шести шин-полусликов 275/35 R20 и 335/30 R21, каждая из которых одобрена для оригинальной комплектации Porsche 911 GT3 RS и несёт соответствующую маркировку N0.

Шины с омологацией N0 для Porsche 911 GT3 RS
Слева направо и сверху вниз: Goodyear Eagle F1 Supersport R, Michelin Pilot Sport Cup 2, Pirelli P Zero Corsa, Goodyear Eagle F1 Supersport RS, Michelin Pilot Sport Cup 2 R, Pirelli P Zero Trofeo RS

Сравнение оказалось любопытным:

  • лучший результат в торможении 100–0 км/ч на сухом треке у Goodyear Eagle F1 Supersport RS — 26,8 м, а худший результат у Michelin Pilot Sport Cup 2 — 30,9 м;
  • самое быстрое время на круге длиной 6222 м принадлежит Pirelli P Zero Trofeo RS — 2:18,92 мин., а предел способностей Pirelli P Zero Corsa упирается в 2:22,12 мин.

Цифры доказали, что оригинальные покрышки не ровня друг другу и у каждой из них есть свои плюсы и минусы.

Сравнение массовых и омологированных шин

Серия тестов британского эксперта Ричарда Бэнсона прояснила, если разница между стандартными автошинами и одобренными для базовой комплектации. В сравнении участвовали Michelin Pilot Sport 4 S и Michelin Pilot Sport 4 S ★. Символ «★» указывает, что шина разработана при участии инженеров BMW и рекомендована ими.

Шины Michelin Pilot Sport 4 S и Michelin Pilot Sport 4 S OE
Слева — обычная Michelin Pilot Sport 4 S, а справа — омологация для BMW

Тесты проходили на BMW M3 G80. Размер на передней оси — 275/35 R19, размер на задней оси — 285/30 R20.

Дисциплина Результат Pilot Sport 4 S Результат Pilot Sport 4 S ★
ср. время сухого круга (3 попытки) 72,47 сек. 70,63 сек.
ср. время мокрого круга (3 попытки) 97,63 сек. 99,30 сек.

Вывод: омологированная версия настроена на рекордные секунды и просто яркое вождение в благоприятную солнечную погоду, а обычная версия лучше справляется с дождём.

Ещё одним примером стали Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5 с маркировкой M+S, поставляемые на сборку Tesla Model Y и отмеченные маркировкой T0, соперникам которым выступили Falken Azenis FK460 AS.

Шины Michelin Pilot Sport 4 S и Michelin Pilot Sport 4 S OE
Слева — Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5, а справа — Falken Azenis FK460 AS

Обе модели продают в США и позиционируют как всесезонные. Поэтому тесты охватили ещё и снежную погоду.

Дисциплина Результат Eagle F1 Asymmetric 5 Результат Azenis FK460 AS
время сухого круга 42,73 сек. 42,79 сек.
тормозной путь на сухом асфальте 35,50 м 37,10 м
время мокрого круга 48,15 сек. 47,41 сек.
тормозной путь на мокром асфальте 47,20 м 43,80 м
время снежного круга 87,60 сек. 85,80 сек.
тормозной путь на снежном покрове 19,10 м 15,90 м
сопротивление качению 7,35 кг/т 9,38 кг/т

Как расшифровать популярные омологации

Каждый автомобильный бренд придумал от одного до нескольких вариантов, которые подтверждают омологацию авторезины. Как правило, это пара букв с добавлением цифры, но иногда специальный символ.

Шина для Volkswagen с омологацией ⊕
«Плюс в круге» — один из вариантов маркировки, которая обозначает заводскую комплектацию Volkswagen

Например, Volkswagen отмечает шины для своих машин спецсимволом ⊕ (плюс в круге, или крест в круге). Более известный пример — это спецсимвол ★ (пятиконечная звезда), который использует BMW.

Омологация шин для BMW — все возможные маркировки

Шина для BMW с омологацией-звездой
Иногда звезду стилизуют под название модели, но чаще она живёт сама по себе

Концерн BMW не задокументировал, почему именно звезда стала отличительным знаком для омологации автошин. Возможно, чтобы подчеркнуть их яркую производительность. Но это лишь догадка, которой нет подтверждения. Даже заядлые поклонники бренда родом из Мюнхена не знают ответа. Официально упоминается, что маркированные звездой шины (на англ. Star Mark) сделаны на заказ ведущими производителями[3].

Шифр Комментарий
Классическая маркировка, также используется на шинах для MINI
I★ Маркировка для электрокаров BMW серии iX
★1 Новая маркировка на шинах для BMW X5/X6
M3 Очень редкая маркировка от BMW и Continental

С недавних времён в дополнение к классической маркировке «★» добавили маркировку «I★» (латинская буква «I» перед звездой). BMW придумала её вместе с Pirelli, чтобы обозначить ещё более особенные характеристики, даже перешагивающие философию «идеального соответствия». Новую маркировку впервые использовали на 22-дюймовой резине P Zero Elect для BMW iX xDrive50.

Омологация шин для Mercedes — все возможные маркировки

Шина для Mercedes-Benz с омологацией MOE
Омологация MOE указывает, что это самонесущая шина для Mercedes

Mercedes-Benz использует широкое разнообразие маркировок для омологации, и почти каждая из них начинается с аббревиатуры MO (Mercedes Original, в пер. «оригинал для Мерседес»). Как уточняет автоконцерн, чтобы получить знак одобрения MO, резина должна соответствовать более чем 40 подробным спецификациям и пройти несколько этапов испытаний и модификаций, которые затрагивают резиновую смесь, структуру и протектор.[4] Если на автошине имеется отпечаток MO, она прошла тест на качество.

Шифр Комментарий
MO Расшифровывается как «Mercedes Original», стандартная маркировка для многих автомобилей Mercedes
MO1 Шины для AMG-версий
MO1A Шины для AMG GT Black Series
MO1B Шины для AMG GT 63 S E Performance
MO2 Шины для AMG-версий
MOE Расшифровывается как «Mercedes Extended Mobility», указывает на технологию RunFlat
MOE-S Расшифровывается как «Mercedes Extended Mobility Silent», указывает на технологии RunFlat и Silent
MO-P Расшифровывается как «Mercedes Original Performance»
MO-S Расшифровывается как «Mercedes Original Silent»
MO-V Расшифровывается как «Mercedes Original Vans», указывает на адаптацию к фургонам
S1 Встречается на шинах от Michelin. Буква «S» означает «Seal» — беспрокольная технология

Часто в маркировку омологированных шин для Mercedes добавляют однобуквенный ключ, который указывает на специфическую технологию. Так, буква «E» (Extended) говорит о том, что стенки автошины усилены и гарантируют безопасное движение после потери давления. То есть это технология RunFlat. Буква-ключ «S» (Silent) говорит о том, что внутри шины наклеена пенопластовая вставка для подавления шумов. Такую технологию освоили все ведущие шиноделы.

Омологация шин для Audi – все возможные маркировки

Шина для Audi с омологацией AO1
Маркировка «AO1» указывает на изменения в сравнении со спецификацией «AO»

Классическая метка подлинных шин для Audi — это метка «AO» (Audi Original). Примечательно, что есть и более любопытная интерпретация этого акронима. Например, ирландское подразделение Audi предлагает расшифровывать «AO» как «Audi Only» (в пер. «только для Ауди»)[5].

Шифр Комментарий
AO Означает «Audi Original», встречается повсеместно
AOE Означает «Audi Original Extended», указывает на технологию RunFlat. Встречается на рынке Северной Америки
AO1 Шины для Audi Quattro, серии RS или модели R8
AO2 Шины для Audi Quattro, серии RS или модели R8
AO3 Шины для Audi Quattro, серии RS или модели R8
AO+ Шины для электромобилей Audi
RO1 Шины для спорткаров от Audi Sport GmbH
RO2 Шины для спорткаров от Audi Sport GmbH

Как расшифровать «RO», официальные источники не говорят. Однако есть очень правдоподобная версия. Поскольку Audi Sport GmbH, дочернее подразделение немецкого автогиганта, выпускает спорткары серий R и RS, акроним «RO» может означать «Race Original», то есть оригинальную комплектация для гонок.

Омологация шин для Porsche — все возможные маркировки

Шина для Porsche с омологацией NA0
В маркировке «NA0» используется ноль, а не круглая буква

Porsche называет одобренные шины «неотъемлемой частью спектакля»: чтобы придать спорткару ту самую динамичность, все «выбранные детали должны работать гармонично»[6]. Покрышкам в этом спектакле отводят главную роль, поскольку «это единственная часть Porsche, которая непосредственно контактирует с дорогой». Каждый оборот двигателя, каждый толчок рулевого колеса и каждое нажатие на педаль тормоза могут создать изначально задуманное ощущение только тогда, когда характеристики автошин точно дополняют общий дизайн.

Шифр Комментарий
N0 Первая спецификация
N1 Вторая спецификация
N2 Третья спецификация
N3 Четвёртая спецификация
N4 Пятая спецификация
N5 Шестая спецификация
NA0 Шины для Porsche 911 (992)
NA1 Шины для Porsche 911 (992)
NB0 Шины для Porsche 718 Boxster/Cayman, маркировка встречается очень редко
NC0 Шины для Porsche Cayenne, маркировка встречается очень редко
ND0 Шины для Porsche Panamera
NE0 Шины для Porsche Macan
NF0 Шины для Porsche Taycan Electric
NF1 Шины для Porsche Taycan Electric

О том, что шины прошли тщательные испытания и одобрены Porsche, свидетельствует N-маркировка. После буквы «N» может идти либо цифра, либо буква с цифрой. Вторая буква отсылает к модельному ряду Porsche, а цифра — к конфигурации шины. Под конфигурацией понимают структурные особенности, резиновый состав и дизайн протектора. Более высокие цифры обозначают более поздние одобренные конфигурации, и таким образом характеристики шин от цифры к цифре меняются. С 2002 года глобальным партнёром Porsche в шинном деле выступает Michelin.

Таблица всех омологаций шин

Омологация — подтверждение тому, что шину одобрили для первичной, или заводской, комплектации автомобиля. Шины с маркировкой-омологацией ещё называют оригинальными. Как ведущие производители автомобилей маркируют оригинальную резину, приведено в таблице.

Бренд Шифр Пояснение
Alfa Romeo AR Стандартная маркировка для Alfa Romeo, в том числе на шинах RunFlat
ARR Означает Alfa Romeo Racing, встречается на шинах для спорткара Alfa Romeo 4C
Alpina ALP Стандартная маркировка для Alpina
Aston Martin AMA Шины для Aston Martin DBS Superleggera
AML Шины для Aston Martin Lagonda
AMP Шины для Aston Martin One-77
AMS
AMR Шины для Aston Martin Rapide
AMV Шины для Aston Martin Vanquish
AMX Шины для Aston Martin DBX
A2A Шины для Aston Martin Vantage
A5A Шины для Aston Martin DB11
A6A
A7A Шины для Aston Martin Vantage
A8A Шины для Aston Martin DBX
A8B Шины для Aston Martin DBX
AM4
AM6 Шины для ретрокара Aston Martin DB6
AM8 Шины для Aston Martin Vantage
AM9 Шины для Aston Martin DB9
AM10 Шины для Aston Martin DB10
AM11 Шины для Aston Martin DB11
BAC BAC Mono Шины для спорткара BAC Mono, встречается на Pirelli Trofeo Race
Bugatti BG Шины для Bugatti Chiron, встречается на Michelin Pilot Sport Cup 2 и Michelin Pilot Sport Cup 2 R
BC Шины для Bentley Continental Flying Spur
BL Шины для Bentley Flying Spur
BN Шины для Bentley Mulsanne
BT Шины для старых поколений Bentley Continental
B1 Шины для Bentley Bentayga
Cadillac TPC См. General Motors
Chevrolet TPC См. General Motors
Chrysler C1 Стандартная маркировка для Chrysler
Chrysler TPC См. General Motors
Dacia DA Встречается на всесезонных шинах Goodyear
Dallara ME2 Встречается редко
Ferrari K1 Стандартная маркировка для Ferrari
K2 Стандартная маркировка для Ferrari
K3 Стандартная маркировка для Ferrari
F Шины для Ferrari 296 GTB, F360, F456, F12, LaFerrari, Daytona SP3 812 Superfast, FF, 599 GTB
F01 Шины для Ferrari Califonia, GTC4Lusso, Monza SP1/SP2, California T
F02 Шины для Ferrari 488, F8 Tributo
F03 Шины для Ferrari Portifino
F04
Fiat FI Стандартная маркировка для Fiat. Часто встречается на шинах для Fiat Tipo
Ford FO Стандартная маркировка для Ford
FO1
FO2
FP Шины для автомобилей Ford Performance
General Motors TPC Расшифровывается как «Tire Performance Criteria» (в пер. «критерий эффективности шин»). После буквосочетания указывают цифровой шифр конкретных критериев
Genesis GOE Шины для Hyundai Genesis
Honda H0 Шины для Honda NSX
H1 Шины для Honda NSX
Hyundai FE
H
HN
OS Встречается на шинах для Hyundai Kona
Jaguar J Шины для Jaguar F-Type, F-Pace, E-Pace и некоторых Land Rover
JRS
Jeep JP Стандартная маркировка для Jeep
JE
Karma KRM Встречается на шинах для Karma GS-6
Lamborghini L
L1
LB Встречается на шинах для Lamborghini Huracan
LM Встречается на шинах для Lamborghini Urus
Lancia LZ
Land Rover JLR Встречается на шинах для Land Rover Evoque, Range Rover, Range Rover Sport и Discovery
LR
LR1
LR2
LR3
LR4
LR5
LRO Шины для ранних поколений Land Rover Range Rover и Range Rover Sport
Lexus LX Стандартная маркировка для Lexus
Lotus LS Шины для Lotus Exige S
LTS Шины для электрических Lotus
LTS 2
LST Давняя маркировка Lotus
Lucid LM1 Шины для Lucid Air, в основном встречается на шинах Pirelli с индексом нагрузки HL
Maserati MGT Расшифровывается как «Maserati Genuine Tyres», в пер. «Оригинальные шины для Мазерати»
MGT1
MGT2
Mazda MZ Стандартная маркировка Mazda
TZ Встречается на шинах для Mazda 6
McLaren MC Стандартная маркировка McLaren
MC1
MC2
MC-C Буква «C» означает «Cyber» и указывает на кибершину Pirelli (Cyber Tyre) для McLaren Artura
MINI Маркировка аналогична BMW
Mitsubishi MZ
Morgan Three Wheeler Шины для реплики трицикла Morgan Three Wheeler, производятся Avon
Nio I Шины для электромобилей Nio
Nissan NI
NI1 Встречается на шинах для Nissan Juke
NS
NR1 Шины для Nissan GT-R Nismo
KZ
Opel OP Стандартная маркировка для Opel
OP1
Pagani HP Расшифровывается как «Pagani Horacio». Итальянец Горацио Пагани – основатель бренда
Peugeot PE Стандартная маркировка для Peugeot
Polestar POL Шины для электромобилей Polestar, обычно со звукопоглощающей пеной внутри
Pontiac TPC См. General Motors
Renault A Встречается на шинах для Renault Espace
R
RE Шины для электромобилей Renault
RS Шины Bridgestone Potenza S007 для Renault Megane RS Cup
Rivian RIV
Rolls Royce RR Обычно встречается на самонесущих и беспрокольных шинах
Skoda SK Стандартная маркировка для Skoda
Subaru JZ
Tesla T0
T1
T2
Toyota TO Расшифровывается как «Toyota Original». Не путать с маркировкой «T0», которую использует Tesla
Volkswagen + Стандартная маркировка для Volkswagen
G Специфическая маркировка для Volkswagen Golf
VW
VO
Volvo VOL Стандартная маркировка для Volvo

Часто задаваемые вопросы

Вопрос – Что означает омологация GOE?
Ответ – Маркировка GOE на боковине означает, что шина разработана согласно требованиям Hyundai к автомобилям Genezis. Среди производителей, например, Michelin и Pirelli.
Вопрос – Что означает омологация MO?
Ответ – Маркировка MO на боковине означает, что шина разработана согласно требованиям Mercedes-Benz. Также встречаются варианты MO1, MOE, MOE-S, MO-P, MO-S, MO-V.
Вопрос – Что означает омологация N0?
Ответ – Маркировка N0 на боковине означает, что шина разработана согласно требованиям Porsche. Другие возможные варианты – N1, N2, N3, N4, N5, NA0, NA1, ND0, NE0, NF0.

Источники

1. англ. All you need to know about Michelin-developed marked tyres – официальный сайт Michelin.

2. англ. Custom-made tyre marking for any kind of vehicles – официальный сайт Pirelli.

3. англ. Original BMW Wheels & Tires – официальный сайт BMW.

4. англ. Mercedes Original Tires – официальный сайт Mercedes.

5. англ. Audi Tyre Warranty – официальный сайт Audi.

6. англ. An integral part of the performanc – официальный сайт Porsche.