Понятное объяснение, что означает индекс нагрузки на шинах
Индекс нагрузки (англ. Load Index, LI), или индекс грузоподъёмности, – это двух- или трёхзначное число, в
котором зашифровано, на какой вес рассчитана именно эта модель шины именно в этом типоразмере. Каждому
зашифрованному числу соответствует точный вес. Двигаться с этим весом разрешается, накачав колесо до
рекомендованного давления, и не быстрее, чем зашифровано в индексе скорости.
По сути, индекс нагрузки – это несущая способность шины, гарантия производителя, что под столькими-то
килограммами и с таким-то внутренним давлением колесо не лопнет и не разойдётся по швам. Постоянно
нагружать автошину аккурат до предела не запрещается, однако это ускорит износ. Превышение ограничения
не означает сиюминутное повреждение, вместе с тем риск деформации и необратимого повреждения каркаса
стремительно возрастает.
Индекс грузоподъёмности может быть двухзначным и трёхзначным. Его наносят на боковину резины перед
индексом скорости.
Индекс нагрузки – это обязательная маркировка. Число-шифр наносят на боковину любых покрышек, будь
они легковыми, грузовыми или сельскохозяйственными.
Одинаковые по размеру шины могут нести разную нагрузку. На примере типоразмера 185/65 R14: индекс
нагрузки у автошины Sailun Atrezzo Elite – 92 (до 630 кг), в то время как у Taurus High Performance
– 88 (до 560 кг).
Разные индексы нагрузки встречаются даже у покрышек одной модели и одного типоразмера. Например,
зимнюю автошину Gislaved Euro Frost 6 (размер 225/45 R17) можно купить и с индексом грузоподъёмности
91 (до 615 кг), и с индексом 94 (до 670 кг). Цена в таких случаях обычно одинаковая или отличается
на копейки.
2. Маркировки повышенной грузоподъёмности
Рядом с индексом нагрузки на боковине покрышки могут стоять дополнительные маркировки. Например,
маркировка XL (от англ. Extra Load) означает, что шина предназначается для тяжёлого транспорта, и
поэтому её каркас усилили. Поскольку конструкция у таких шин усиленная, они способны нести повышенную
нагрузку. Как правило, увеличение несущей способности достигается за счёт увеличения внутреннего
давления.
Обычно маркировка XL встречается на автошинах для полноразмерных внедорожников, кроссоверов и минивэнов.
Некоторые производители вместо XL используют буквосочетания RF или RFD (от англ. Reinforced) либо EL (от
англ. Extra Load) – смысл остаётся прежним.
Шина с маркировкой XL
Каждая из этих маркировок стандартизирована в далёком прошлом. В 2021 г. Европейская техническая
организация по шинам и дискам (European Tire and Rim Technical Organization, ETRTO) утвердила новую
маркировку – HL (High Load). Резина с маркировкой HL в сравнении с шинами XL обладает ещё большей
несущей способностью. Необходимость в новой маркировке вызвана появлением электромобилей с очень
тяжёлыми батареями.
Таблица со сравнением несущей способности у SL-резины с несущей
способностью XL- и HL-покрышек:
Типоразмер
Индексы
Макс. нагрузка
245/40R19 SL
94Y
670 кг / 1477 lb
245/40R19 XL
98Y
750 кг / 1653 lb
HL245/40R19
101Y
825 кг / 1819 lb
SL происходит от англ. Standard Load – стандартная нагрузка. Маркировка SL практически не встречается, а
лишь предполагается.
Другие маркировки повышенной грузоподъёмности:
Маркировка C (от англ. Commercial) – шины для коммерческого транспорта.
Маркировка CP (от англ. Camper) – шины для автодомов и фургонов, переоборудованных для
путешествий.
Маркировка LT (от англ. Light Truck) – шины для лёгких грузовиков.
Легкогрузовая шина
Самый низкий рейтинг нагрузки – 0 (45 кг), а самый высокий – 279 (136 000 кг). Причём чем старше
число-индекс, тем выше несущая способность. Исключений в этом правиле нет.
3. Таблица с расшифровкой индексов нагрузки
Шины с индексом грузоподъёмности меньше 50 (до 190 кг) практически не встречаются. Даже сельхозрезина
4.00-8 для миниатюрных сеялок способна нести до 243 кг (индекс 59). Самые высокие индексы нагрузки у
резины для спецтехники – карьерных погрузчиков и самосвалов. Например, Белшина выпускает покрышки с
максимальной нагрузкой 104 000 кг (индекс 269).
В зависимости от посадочного диаметра у легковых автошин, как правило, индексы нагрузки от 75 (387 кг) до
112 (1120 кг), а у грузовых – от 118 (1320 кг) до 164 (5000 кг). Индексы несущей способности у
легкогрузовых и грузовых шин указывают парами через косую черту, например 136/134 (до 2240/2120 кг). Это
связано с тем, что их часто устанавливают на машины со сдвоенными задними колёсами (так называемые
спарки). Первое значение – для одиночных колёс, второе – для сдвоенных.
Таблица с расшифровкой индексов нагрузки для любого транспорта:
Соединённые Штаты и ряд других государств вместо метрической используют американскую меру веса. Чтобы
перевести килограммы в фунты и обратно, воспользуйтесь конвертером:
Конвертер нагрузки:
фунты
=
кг
1 фунт равен 453,592 грамм
4. Частые вопросы об индексах нагрузки шин
На вопрос, можно ли установить шины с индексом нагрузки выше рекомендованного, компания
Goodyear отвечает:
В целом да, это возможно. Тем не менее предварительно стоит изучить автомобильную
документацию и убедиться, что прямого запрета нет.[1]
На вопрос, влияет ли индекс нагрузки на ездовые качества, компания Pirelli обращает
внимание:
Индекс нагрузки напрямую не связан с качеством езды, при этом его значительное
увеличение часто означает более твёрдые боковины и более высокое давление, а следовательно, более
жёсткую езду. Однако куда заметнее на качество езды влияют такие факторы, как состояние подвески,
рисунок протектора, правильное давление.[2]
Другие популярные вопросы о рейтинге несущей способности:
Вопрос – Что означает индекс нагрузки?
Ответ – Это максимальная весовая нагрузка, которую шина может нести и оставаться безопасной. Чем выше рейтинг нагрузки, тем большей грузоподъёмностью обладает покрышка.
Вопрос – Что означает индекс нагрузки 102?
Ответ – Рекомендуемая грузоподъёмность этой шины ограничена 850 кг.
Вопрос – Что означает индекс нагрузки 104?
Ответ – Рекомендуемая грузоподъёмность этой шины ограничена 900 кг.
Вопрос – Что означает индекс нагрузки 107?
Ответ – Рекомендуемая грузоподъёмность этой шины ограничена 975 кг.