Расшифровка M+S на шинах — Mud+Snow, что означает «грязь + снег». Значение маркировки M+S сводится к тому, что шина в теории переживёт первый или талый снег, выберется из грязи. По факту M+S на резине ничего не обещает, поскольку проходимость в грязи и тяга на снегу не подтверждена тестами.
История помнит, что производители впервые использовали аббревиатуру M+S более полувека назад, в
1970-х. Использовали для того, чтобы отличить «шишковатые» шины от шин с прямыми
рёбрами.[1] То есть оригинальное назначение M+S —
подчеркнуть особую
геометрию протектора. Новая геометрия была более пустотной и хваткой, благодаря чему
усиливалась
проходимость в грязи и на снегу. Преимущество в проходимости решили отразить в тех
самых трёх
символах.
Что касается географии, обозначение M+S придумали в США, и случилось это немногим позже
появления первых SUV-автомобилей. Их подавали как вместительные комфортабельные машины
преимущественно для асфальтированных дорог, но не только. Будучи дальними родственниками
военных внедорожников, автомобили класса SUV не должны были бояться внезапного первого снега и полудремучего
бездорожья. Появление специальной резины для них не заставило себя долго ждать.
Со временем новая американская маркировка перебралась в Европу, а затем разошлась по всему
миру. Немало этому способствовали маркетологи, которые получили зацепку, как подать шины, чтобы их захотелось
купить: мол, обезопасьте себя, если откуда ни возьмись пойдёт снег или придётся свернуть с асфальта.
Автовладельцы заглотнули приманку. Год за годом большинство водителей и вовсе забыло, что
М+С касается первого или тающего снега, и стали воспринимать эту маркировку как полноправную
зимнюю. Эта ошибка многим стоила жизней, поэтому за безопасность водителей взялись на верху.
В 1999 году Ассоциация производителей резины США (RMA) и Канадская ассоциация
производителей резины (RAC) согласовали стандарт, как испытывать и маркировать легковые и грузовые
шины для вождения на плотном снегу. С тех пор гарантом безопасного сцепления со снегом
выступает маркировка-снежинка 3PMSF (или альпийская). Немногим позже этот стандарт подхватили в Европе.
Мнение шинных производителей о маркировке M+S
В наши дни никто из производителей и регулирующих органов не считает маркировку
Mud+Snow достаточным основанием считать шину зимней или настоящей всесезонной.
Согласно определению, которое приводит Европейская техническая организация шин и колесных дисков
(ETRTO), "надпись M+S, M.S или M&S на шине предназначена для обозначения улучшенных
характеристик в грязи, свежем или тающем снегу — в сравнении с обычной
шиной".[2] Не более того. Под это определение также подпадают
M/S, MS и другие варианты маркировок, используемые производителями.
Michelin обращает внимание:
Имейте в виду, что маркировка M+S не требует прохождения
сертифицированных испытаний и полностью зависит от производителя. Хотя шина M+S
называется «снежной», её характеристики в зимних условиях не проверялись.[3]
Чтобы наконец-таки разрубить связь между автошинами M+S и полноценным зимним вождением,
автовладельцам полезно знать, на каких основаниях это обозначение используют.
Требования к шинам для получения маркировки M+S
Маркировка MS не связана с реальными испытаниями на снегу или в грязи. Чтобы
использовать её, производители всего-то должны соблюсти пару условий в дизайне протектора.
Эти правила описывает Ассоциация производителей шин США (USTMA):
новая автошина должна иметь несколько «карманов» или прорезей по крайней мере
по одному краю протектора, которые отвечают оговорённым в спецификациях требованиям;
площадь пустот на контактной поверхности протектора новой шины должна составлять не менее 25%
в зависимости от размеров пресс-формы.
Соблюсти эти правила совсем просто: косметические изменения — и летняя шина
превращается в «снежную» M+S-шину. Сможет ли такая авторезина защитить в снегопад —
сомнительно.
Призывая к здравому смыслу и бдительности, USTMA вторит коллегам из ETRTO и определяет,
что "шины M+S разработаны для обеспечения улучшенных характеристик трогания с места,
остановки и вождения в заснеженных условиях, чем шины без M+S".[4] Ни больше ни меньше. Параллелей с зимними
или всесезонными покрышками снова не проводятся. Но эти параллели проводят белорусские
правила дорожного движения.
Упоминания о маркировке M+S в ПДД
ПДД Беларуси оговаривают неисправности, которые запрещают транспортным средствам участвовать в дорожном
движении. Среди этих неисправностей — зимние шины с остаточной высотой рисунка
протектора менее 4 мм. При этом признаком зимней резины называют:
или знак в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри неё;
или знаки М+S, M&S, M.S и M S.
Такое толкование соответствует толкованию некоторых европейских стран с тёплым климатом, для
которых снегопад — это аномалия и неизбежный паралич автомобильного движения. Что
касается стран с близким к белорусскому климатом, Польша рекомендует ездить именно на покрышках
с маркировкой 3PMSF (снежинка внутри горы), а Германия с октября 2024 года и вовсе
установила запрет использовать шины Mud+Snow, если приходит зимняя погода.
Возможно, белорусские законодатели пересмотрят правило «M+S или „снежинка внутри горы“».
Основания — опыт западных соседей и мнение Департамента технического регулирования и аккредитации
Евразийской экономической комиссии, который считает: шины для вождения на обледеневшем или
заснеженном покрытии должны отвечать правилу «M+S и „снежинка внутри горы“».
Своё мнение Департамент высказал в информационном письме.
Евразийская экономическая комиссия — наднациональный регулирующий орган, решения которого
обязательны для исполнения на территории Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России.
Суть маркировки M+S со снежинкой и без
Маркировка М+С означает, что шину доработали, чтобы она попробовала пережить первый или талый снег,
выбраться из грязи. Доработали — значит добавили кромок сцепления на протекторе
и соблюли порог его пустотности. Сработает ли доработка, гарантий никто не даёт,
поскольку нет регламента и соответствующих тестов, которые бы подтвердили проходимость.
Зачастую символы M+S используют в угоду ожиданиям покупателей.
Правила дорожного движения разрешают шины M+S без снежинки как летом, так и зимой. Однако гарантий приемлемого сцепления на снегу и, следовательно, гарантий безопасности они не дают. Резина M+S со снежинкой гарантирует, что сцепление со снегом равно или превосходит допуск. Но это заслуга снежинки, а не пары букв.