Акция Автосеть Акция Автосеть Акция Автосеть
+

08:00 - 20:00 (Пн - Сб)

09:00 - 19:00 (Вс)

Круглосуточно (онлайн-заказ)

Дарим скидку 6%

Евроэтикетка

Классы шин и евроэтикетка: ответы на все вопросы

Евроэтикетка на шине

Автор: Глухов Пётр, редактор

Опубликовано:

Содержание:

Что такое евроэтикетка, или этикетка на шинах

Евроэтикетка — это наклейка с буквенно-графической классификацией шины. Форма и содержание евроэтикетки унифицированы. Последняя версия шинной этикетки включает три обязательные оценки и может содержать два дополнительных признака, связанных с эксплуатацией зимой.

Этикетки на шинах чаще называют евроэтикетками потому, что вся их подноготная — правовая основа, внедрение, контроль за применением — лежит на Европейском парламенте и Европейском совете. Что такое евроэтикетка и чем она полезна потребителю, описывает Регламент Евросоюза № 2020/740 от 25 мая 2020 г.[1] Регламент применяют к шинам категорий C1 (легковые), C2 (легкогрузовые) и C3 (грузовые и автобусные). Регламент не распространяется на следующие автошины:

  • Профессиональные внедорожные шины. Именно поэтому в каталоге грязевых шин (класс MT) евроэтикетки не встречаются.
  • Шины, которые предназначены только для транспортных средств, впервые зарегистрированных до 1 октября 1990 г. Сюда обычно попадают шины для ретро-автомобилей. Например, большую коллекцию таких покрышек предлагает Pirelli.
  • Запасные шины типа Т для временного использования. В народе их называют докатками и используют, когда пробивают колесо и нужно доковылять до ремонтной мастерской.
  • Шины со скоростным режимом менее 80 км/ч. Другими словами, евроэтикетки не бывает на шинах с индексами скорости от A1 до E.
  • Шины с диаметром не больше 254 мм (дюймов) или от 635 мм.
  • Шины с дополнительными приспособлениями для повышения тяги. Как правило, здесь понимают шипованные шины.
  • Шины исключительно для гоночных автомобилей. Это соревновательные полуслики и слики наподобие тех, что используют в «Формуле 1» и NASCAR.
  • Бывшая в употреблении авторезина.

В сопроводительной документации к евроэтикетке указано: расставлять шины по классам — значит прокладывать путь к инновациям, стимулировать инвестиции в исследования и разработки ради появления всё более экономичных, безопасных и малошумных покрышек. Евроэтикетка подстёгивает превосходить конкурентов и повышать стандарты.

Как выглядит евроэтикетка

Шинные этикетки выглядят как братья этикеток энергоэффективности, которые наклеивают на бытовые приборы, например холодильники и СВЧ-печи. Причина в том, что главный показатель евроэтикетки — это топливная экономичность. Именно его поместили вверху слева, откуда обычно человек начинает считывать информацию.

Евроэтикетка на бытовой технике
Беларусь разработала свои государственные стандарты к маркировке энергетической эффективности, в том числе для стиральных машин

Евросоюз стремится, чтобы к 2050 году выбросы парниковых газов от транспорта были по крайней мере на 60% ниже, чем в 1990 году. Поскольку на автомобильный транспорт приходится около 22% общих выбросов парниковых газов в ЕС, автомобилестроителям и производителям авторезины постоянно закручивают гайки.

Евроэтикетка — один из способов достучаться до шинных компаний, чтобы они заботились об экологии. Достучаться через продажи, так как потребители наверняка предпочтут покрышки с лучшей энергоэффективностью. Главное — понятно донести информацию и показать разницу, а с этим евроэтикетка справляется на ура.

Впервые евроэтикетка была утверждена Регламентом ЕС № 1222/2009. Во главе — рейтинг топливной экономичности, рядом с ней — рейтинг за сцепление на мокрой дороге, а снизу — класс шумности. С 1 мая 2021 года на смену старой евроэтикетке пришла новая, в чём-то упрощённая, но в то же время расширенная.

Устаревший стандарт евроэтикетки
Евроэтикетка до мая 2021 г.
Обновленный стандарт евроэтикетки
Актуальная шинная этикетка

Изменения между старой и новой шинной этикеткой:

  • Добавлен QR-код со ссылкой на Европейский реестр продуктов для энергетической маркировки (EPREL). По ссылке открывается страница, которая подтверждает достоверность данных в евроэтикетке.
  • Добавлен идентификатор типа/модели покрышки.
  • Добавлены значки, которые указывают, что сцепление шины отвечает тяжёлой снежной погоде или гололёду.
  • Изменилась классификация топливной экономичности и сцепления с мокрой дорогой. Вместо 7 классов используется 5 классов.
  • Изменился схема, которая рассказывает о шумности. Вместо значка звуковой волны используются буквы.

Далее подробности каждого элемента актуальной евроэтикетки.

Топливная эффективность

Топливная эффективность авторезины измеряется коэффициентом сопротивлением качению (Rolling Resistance coefficient, RRC). Как поясняет компания Hankook, сопротивление качению — это сопротивление, которое возникает, когда круглый предмет, например мяч или шина, прямолинейно катится по плоской поверхности с постоянной скоростью. Сопротивление в основном вызывает деформация объекта, деформация поверхности или то и другое. Дополнительные факторы — радиус колеса, скорость движения вперёд, трение с поверхностью и относительное микроскольжение между контактирующими поверхностями. Эти факторы во многом зависят от материала колеса или шины и типа дороги.[2]

Более низкое сопротивление качению экономит топливо. Классы от E до A показывают экономию топлива от низкой до высокой соответственно. По оценке Еврокомиссии, разница в расходе горючего между классами E и A доходит до 10% — для одного и того же автомобиля при одинаковом стиле вождения.[3]

Таблица соответствия между коэффициентом сопротивления качению и классом энергоэффективности:

КЛАСС ЭКОНОМИИ ТС (С1) ТС (С2) ТС (С3)
A RRC ≤ 6,5 RRC ≤ 5,5 RRC ≤ 4,0
B 6,6 ≤ RRC ≤ 7,7 5,6 ≤ RRC ≤ 6,7 4,1 ≤ RRC ≤ 5,0
C 7,8 ≤ RRC ≤ 9,0 6,8 ≤ RRC ≤ 8,0 5,1 ≤ RRC ≤ 6,0
D 9,1 ≤ RRC ≤ 10,5 9,1 ≤ RRC ≤ 10,5 9,1 ≤ RRC ≤ 10,5
E RRC ≥ 10,6 RRC ≥ 9,1 RRC ≥ 7,1

По оценке Goodyear, расход горючего между классами увеличивается примерно на 0,1 литра каждые 100 км пробега.[4]

Калькулятор экономии топлива между разными классами топливной эффективности

Класс 1
Класс 2
Пробег, км
Экономия топлива:

Сцепление с мокрой дорогой

Сцепление с мокрой дорогой оценивают только по торможению, боковая устойчивость и устойчивость к аквапланированию не учитываются. Процедура расписана до мелочей, а проводить испытания могут лишь так называемые референс-лаборатории. Результат измерений — индекс сцепления, который соотносят с тем или иным классом: E — самый длинный тормозной путь, A — самый короткий тормозной путь.

Таблица соответствия между индексом сцепления и классом сцепления на мокрой дороге:

КЛАСС СЦЕПЛЕНИЯ ТС (С1) ТС (С2) ТС (С3)
A 1,55 ≤ G 1,40 ≤ G 1,25 ≤ G
B 1,40 ≤ G ≤ 1,54 1,25 ≤ G ≤ 1,39 1,10 ≤ G ≤ 1,24
C 1,25 ≤ G ≤ 1,39 1,10 ≤ G ≤ 1,24 0,95 ≤ G ≤ 1,09
D 1,10 ≤ G ≤ 1,24 0,95 ≤ G ≤ 1,09 0,80 ≤ G ≤ 0,94
E G ≤ 1,09 G ≤ 0,94 G ≤ 0,79

Как сообщает Еврокомиссия, понижение каждого класса означает дополнительные 3-6 метров тормозного пути.[3] При этом компания Hankook добавляет, что эффект будет отличаться в зависимости от автомобиля и условий вождения. Если соблюсти чистоту эксперимента, шины класса A в сравнении с шинами класса E сократят тормозной путь на 30%. Для примера: типичная легковушка со скорости 80 км/ч затормозит на 18 метров раньше.[2]

Внешний шум

Евроэтикетка приводит внешний шум, а не внутренний. И тому есть пара причин. Во-первых, шум от резины внутри салона предельно зависим от шумоизоляции, поэтому на разных автомобилях одни и те же покрышки будут слышны по-разному. Во-вторых, шинная этикетка рассматривает шум как фактор, ухудшающий окружающую среду. То есть низкая шумность — это не только забота о водителе, но и забота о живых организмах, которые волей-неволей слышат транспорт.

Внешний шум при качении измеряют в А-взвешенных децибелах, или дБ(А), — это выражение относительной громкости звуков, воспринимаемых человеческим ухом. Условное обозначение — N (от англ. noise). Измеренное значение сравнивают с предельным значением LV (от англ. limit value). Если автопокрышка шумит выше предельного значения, ей присваивают класс C. Если резина шумит тише LV, но громче LV-3, ей присваивают класс B. Если же она шумит тише LV-3, её награждают классом A.

Уровень шума XYdB A B C
N ≤ LV — 3
Уровень шума XYdB A B C
LV — 3 < N ≤ LV
Уровень шума XYdB A B C
N > LV

Пиктограмму с буквенным классом шумности дополняет числовое значение. Это важно, поскольку разбежка в одном классе может достигать нескольких децибел. На примере летних шин 185/65 R15: шумность шины Kleber Dynaxer HP3 — 69 дБ(А), в то время как у Росава Itegro она равна 72 дБ(А). Как поясняет компания Hankook, увеличение всего на несколько децибел представляет большую разницу в шуме. Фактически разница в 3 дБ(А) удваивает внешний шум автомобильной резины.[2]

Сцепление со снегом

Если автошина удовлетворяет минимальному значению индекса сцепления на снегу, её классифицируют как шину для тяжёлых снежных условий, а на её этикетке указывают пиктограмму «снежинка внутри горы». Эта маркировку также называют альпийской или маркировкой 3PMSF (от англ. three-peak mountain snow flake). Такая отметка характерна не только зимней, но и всесезонной резине.

Сцепление на снегу

Индекс сцепления получают при измерении тормозного пути на скорости 25 миль/ч по утрамбованному снегу или при измерении тягового усилия. Грузовые шины проходят тест на ускорение. Правила подробно описывают, что при измерениях контролируется состояние испытательной поверхности, температура воздуха, нагрузки, давление в шинах и многие другие факторы. Подробности в ISO 18106:2016.

Сцепление на льду

Символ ледяного сталагмита указывает, что шина отвечает минимальному индексу сцепления на льду. Если на евроэтикетке есть значок сталагмита — значит это нордическая зимняя покрышка. Ещё их называют скандинавскими или северными. Какое название ни используй, понятно, что резина готова к самым худшим проявлениям зимы.

Сцепление на льду

Индекс сцепления получают при измерении тормозного пути автомобиля при скорости 20 миль/ч по чистому льду. Как долго обкатывать шину, сколько по времени держать её на открытом воздухе перед испытанием и многое другое — всё по полочкам разложено в техническом регламенте. Подробности в ISO 19447:2021.

Какими ещё бывают шинные этикетки

Страны Евросоюза не были первыми, кто ввёл шинную этикетку. В 2010 году, за пару лет до Евросоза, шинную наклейку представили в Японии. Она включает оценки за топливную эффективность и мокрое сцепление. Если шина отвечает классу энергоэффективности А, AA или ААА, её награждают специальным значком – земным шаром на колёсах. Дополнительный значок стимулирует продажи, считают инициаторы.

Японская шинная этикетка
Японская шинная этикетка использует только зелёный цвет. Налицо отсылка к экологии

Не остались в стороне и такие крупные поставщики автомобильной резины, как Китай и Корея. Если китайская этикетка визуально во многом схожа с европейской, то корейская выглядит иначе – она смахивает на приборную панель автомобиля. При этом и китайская, и корейская этикетки включают те же рейтинги, что и европейская.

Корейская шинная этикетка
Мелкие иконки делают корейскую этикетку самой «трудноперевариваемой»
Китайская шинная этикетка
Этикетка от Китайской ассоциации резиновой промышленности (CRIA) наиболее распространённая, но не единственная в Китае

С 1 января 2024 года шинная этикетка станет обязательной в Индии. Местное министерство энергетики (Bureau of Energy Efficiency) настояло присваивать резине рейтинг топливной эффективности по пятибалльной шкале. Кроме рейтинга, на наклейке отображается измеренный коэффициент сопротивления качению.

Индийская шинная этикетка
Индийская этикетка самая мультяшная. А ещё топливную экономичность она ассоциирует не с экологией, а с деньгами

Что не так с евроэтикеткой

Шинная этикетка — это не про точные значения, а про допуски. Топливная экономичность, мокрое сцепление, шумность — каждый критерий шинной этикетки в каждом классе допускает разброс значений. Поэтому разные покрышки с рейтингом «A» по-разному тормозят в дождь, а разные покрышки с рейтингом «B» за сопротивление качению по-разному влияют на расход горючего. Это проблема, на которую часто указывают организаторы сравнительных тестов шин.

Весной 2023-го немецкий журнал Auto Zeitung опубликовал результаты сравнительного теста десяти летних автошин 235/35 R19, девять из которых за мокрое торможение относятся к классу «A». Реальные тесты показали, что тормозной путь среди них сильно отличается: лучший результат — 38,1 м, а худший результат — 46,6 м. Дополнительные 8,5 м могут обратить фатальную ситуацию в лёгкий испуг, и наверняка каждый водитель захотел бы запастись ими на всякий случай.

Обозреватели немецкого издания Auto motor und sport поделились опытом, как летняя резина 255/45 R20 влияет на пробег электромобиля. Четыре шины с энергоэффективностью класса «C» показали пробег от 434 км до 477 км. Казалось бы, резина одинаковая, но 43 км потерялись по дороге. Как это случилось, испытатели развели руками.

Что такое база данных EPREL

EPREL (European Product Registry for Energy Labelling) — это европейский реестр продуктов для маркировки энергоэффективности. Его задумали как онлайн-базу с достоверной информацией о продаваемых в Евросоюзе продуктах. Перешёл по ссылке — увидел самое важное и решил, стоит ли покупать.

Прежде чем начать продавать электроприбор или авторезину, производитель или импортёр обязан зарегистрировать товар в базе и расписать его потребительские свойства. Какие потребительские свойства должны быть указаны, зависит от продукта.

Сайт EPREL
Если поискать, для каждого продукта в базе EPREL найдётся месяц и год выхода модели на рынок

Например, для холодильного оборудования обязательно привести объём отсека, ежегодное энергопотребление, рекомендуемую температуру для хранения продуктов и многое другое. Для солнечных водонагревателей — площадь коллектора, коэффициент теплопередачи, энергопотребление в режиме ожидания и т. д. Помимо прочего, для автошин указывают месяц и год начала производства.

База данных EPREL — это европейская инициатива, но она открыта для производителей и поставщиков со всего мира. Телевизоров Горизонт в базе не найти, но некоторые легковые и грузовые шины Белшина в ней попадаются.

Пример евроэтикетки
Любые этикетки на сайте EPREL можно скачать в форматах pdf, png и svg

Справочник EPREL доступен более чем на двадцати европейских языках. Русский язык база не поддерживает, но её содержание улавливается без знания иностранных языков.

Частые вопросы о евроэтикетке

Вопрос — Почему у шины нет евроэтикетки?
Ответ — Производитель не планирует продавать, а поставщики не собираются завозить покрышку в Европу.
Вопрос — Почему нет шин с классом шумности C?
Ответ — Резина с классом шумности C запрещена в Евросоюзе. Это защита от чрезмерного шумового фона в городах.
Вопрос — Почему в новой шинной этикетке нет классов F и G?
Ответ — Евроэтикетка 2021 г. усилила требования к энергоэффективности и мокрому сцеплению. Классы F и G не отвечают новым пределам и больше не используются.
Вопрос — Что такое шины класса A?
Ответ — В зависимости от контекста это могут быть шины с рейтингом A за энергоэффективность, мокрое сцепление или шумность. Рейтинг указан в евроэтикетке.

Источники

1. англ. Document 02020R0740-20200605 — официальный сайт Евросоюза.

2. англ. Tyre Labelling — официальный сайт Hankook в Великобритании.

3. англ. Energy labelling requirements apply to tyres — официальный сайт Евросоюза.

4. англ. Understanding the EU Tyre Label Grading — официальный сайт Goodyear в Европе.