Акция Автосеть Акция Автосеть Акция Автосеть

08:00 - 20:00 (Пн - Сб)

09:00 - 19:00 (Вс)

Круглосуточно (онлайн-заказ)

Дарим скидку от 6% до 50%

Срок службы и гарантийный срок шин

Сколько служат шины, какой у них гарантийный срок и срок годности

Изношенная шины

Понятия «срок службы шин», «срок годности шин» и «гарантийный срок шин» сбивают с толку из-за своей схожести, поэтому в обиходе их по ошибке подменяют.

В специальной литературе и законодательных нормах о покрышках используют понятие «гарантийный срок шин», и оно об ответственности производителя за надлежащее качество товара. Понятие «срок службы шин» обычно употребляют, предполагая не столько время, сколько километраж, который прослужит резина. О «сроке годности шин» вспоминают, когда говорят о длительной эксплуатации и хранении.

Автор: Глухов Пётр, редактор

Опубликовано:

Содержание:

Что такое гарантийный срок шин

Гарантийный срок шин — это календарный срок в годах, в течение которых автошины должны соответствовать требованиям к их качеству. Требования определяют соответствующие ТКП и ГОСТы.

ТКП 299 −2011(02190) и ГОСТ 4754-97 определяют, что гарантийный срок автомобильных шин равен пяти годам с даты изготовления. Производители резины не могут гарантировать меньший срок. Пока течёт это время, изготовитель гарантирует, что у шины нет производственных дефектов и она работоспособна до предельного износа.

Технический кодекс установившейся практики
Гарантийный срок службы прописан в Приложении С к ТКП 299 −2011(02190)

Производственные дефекты включают:

  • расслоение в каркасе, брекере и борте;
  • отслоение протектора, боковины и бортовой ленты;
  • гребень по протектору с выпрессовкой корда;
  • запрессовку твердых включений на внутренней и наружной поверхности покрышки (бескамерной шины);
  • механические повреждения (проколы сквозные, порезы до корда);
  • отставание нитей корда по первому слою каркаса;
  • складки по основанию, пятке и носку борта от запрессовки бортовой ленты;
  • обнажение кромок бортовой ленты;
  • отрыв и отслоение герметизирующего резинового слоя по внутренней поверхности каркаса и на бортах.

Также ГОСТ описывает требования, например, к статическому дисбалансу, коэффициенту сопротивления качению и индикатору износа. Стала ли покрышка неработоспособной из-за производственного дефекта или по вине водителя, выясняют при экспертизе. А можно ли эксплуатировать каждую конкретную шину спустя пятилетку, «определяет потребитель в соответствии с её техническим состоянием».

Что такое срок службы шин

Когда автомобилисты оставляют отзывы о шинах, срок службы они выражают либо в годах эксплуатации, либо в пройденных километрах. Бывает, что годы и километры сплетаются.

Отзыв о Continental EcoContact 6

Лучшие по износу шины 195 65 15 в разведанной части вселенной! Чуть ли не пять лет катал денно и нощно (в сезон разумеется). Для понимания вышло в районе 85 000 честных километров. Кому надо шины без приколов, спешите купить.

Поскольку за одно и то же время разные водители наматывают разные пробеги, описывать срок службы всё же правильнее в километрах. Но и с километрами не всё однозначно: даже на одинаковых автомобилях одна и та же резина прослужит по-разному — причина в стиле вождения и дорожном покрытии. Резкое вождение, большие скорости и плохое полотно — всё это изматывает покрышки. Если быть аккуратным, неторопливым и везунчиком на хорошие дороги — шины отблагодарят дополнительным пробегом.

Производители автошин не могут учесть все нюансы эксплуатации, поэтому никогда и не озвучивают потенциальный пробег в цифрах-километрах. Обычно в онлайн-каталогах и рекламных материалах они приводят условный рейтинг. Это может быть либо оценка по числовой шкале, либо графическое обозначение. Для высокопроизводительных шин этот рейтинг будет пониже, для туринговых — повыше.

Официальный сайт Maxxis
Официальный сайт Maxxis: износостойкость у летней шины Victra Sport EV на 4 «попугая» из 5

Несколько более осязаемо об износе автошин говорит маркировка Treadwear (с англ. «износ протектора»), которую сделали обязательной в США. Её наносят на боковину, но не в километрах или милях, а в трёхзначном индексе с диапазоном от 100 до 1000. Чем больше значение Treadwear, тем более резина износостойкая.

Что означает Treadwear

Treadwear — условный индекс, опираясь на который судят об износостойкости автомобильных шин. Индекс Treadwear входит в классификацию UTQG и касается шин для американского рынка.

Около 50 лет назад Министерство транспорта США ввело единую классификацию качества шин (Uniform Tire Quality Grade, UTQG). Классификация UTQG оценивает авторезину по износостойкости протектора, термостойкости и сцеплению с дорогой. Хотя каждая из характеристик относительная, тем не менее благодаря ей сравнивать и покупать покрышки всё же проще.

Маркировка Treadwear на шине
Обязательных надписей на боковине шин так много, что найти Treadwear порой сложно

Большинство легковых шин на рынке США должно пройти тестирование и получить три рейтинга UTQG. От тестирования освобождены LT- и C-шины, запаски для временной эксплуатации, зимняя резина, автошины для прицепов, автошины диаметром менее 12 дюймов и некоторые другие. Государственные структуры тестами не занимаются — слишком накладно. Ответственность за тесты лежит на производителях шин: они либо сами проводят испытания, либо нанимают независимые организации с соответствующим разрешением.

Национальное управление безопасности движения на трассах (NHTSA) может проверить данные UTQG и оштрафовать производителя, если обнаружит несоответствия. Однако систематических проверок нет. В основном несоответствие между заявленным и реальным рейтингом обнаруживают участники рынка, они же и докладывают о проблеме регулирующим органам.

Официальный сайт Cooper Tire
Кому как не американским шинникам Cooper Tire отображать показатели UTQG на своём сайте

Обычно производители оценивают шины по классификации UTQG ещё при разработке. Однако у них есть шестимесячная отсрочка после фактического старта производства. Когда рейтинг износостойкости, термостойки и сцепления с дорогой определены, их наносят на боковину шины и бумажную этикетку, похожую на евроэтикетку.

Как оценивают Treadwear

Как поясняет американская шинная компания Cooper, износостойкость шин тестируют в колонне из четырёх автомобилей. Колонна несколько раз преодолевает один и тот же маршрут длиной 640 км, а в общей сложности — 11 520 км.[1]

Те самые 640 км — это длина специальной дороги в Техасе, которая принадлежит Национальному управлению безопасностью движения на трассах (NHTSA). Специальная она, потому что испытательная и закрытая, при этом её покрытие — самое что ни на есть типичное для США. После каждого круга вся колонна останавливается, чтобы обслужить автомобили и проверить давление в шинах.

Глубину протектора у испытуемой резины измеряют каждые 1 280 км, причём среди тестируемых шин всегда есть стандартная контрольная. Именно контрольная модель изнашивается первой, и ей присваивают 100-балльный Treadwear. Все остальные модели получают Treadwear пропорционально тому, насколько дольше они протянули в сравнении с контрольной. Например, шина с классом Treadwear 200 должна изнашиваться в два раза дольше контрольной, а с классом Treadwear 600 — в три раза дольше, чем с 200-м классом.

Таблица индексов Treadwear

Таблицы соответствия Treadwear и километров — это популярный поисковый запрос в интернете. Автомобилисты считают, что таблица подскажет, как долго получится «носить» покрышки.

Таблицы типа «индекс Treadwear — пробег» составляют по следующему «правилу»: берём рейтинг износа UTQG и умножаем его на 100 (встречаются и другие множители) — получаются мили, на которые вправе рассчитывать среднестатистический водитель среднестатистического автомобиля. По такому принципу получается, что Treadwear 700 равносилен пробегу 70 000 миль.

Но у этого принципа нет ничего общего с реальностью — чистейшая псевдонаука из коллективного воображения. Ни в одном техническом документе нет подобных таблиц. Ничего подобного не найдёшь и на сайтах шинных производителей. Уважающие себя продавцы автошин тоже чураются таблиц Treadwear, поскольку они могут обмануть ожидания покупателя.

Недостатки Treadwear

Индекс Treadwear, как и другие оценки UTQG, не критикует разве что ленивый. И тому есть очень весомые причины:

  • Тест на Treadwear оканчивается спустя 11 520 км (7 200 миль) пробега. Ездить до полного износа никто никого не обязывает, поскольку это затратная затея как по времени, так и по деньгам. Поэтому расчётный пробег приходится прикидывать по формуле. А если срок службы получают экстраполированием небольшого кусочка данных, то и точность хромает.
  • Новые партии контрольных шин производят каждый год, при этом стараются, чтобы прошлогодние и свежие были одинаковыми. Но партии всё равно немного отличаются. Десятилетие за десятилетием маленькие различия сильно раздуваются.
  • От производителей не требуют, а они и не вызываются тестировать каждый типоразмер конкретной модели. На полигон попадает один или два ходовых размера, а все остальные размеры просто получают аналогичный рейтинг. Всё бы ничего, но покрышки маленьких диаметров вращаются с большей скоростью и делают больше оборотов, чем «старшаки». Поэтому пробег у 14-дюймовых и 20-дюймовых шин с одинаковым рисунком и одинаковым составом смеси может сильно отличаться.
  • Производителям шин нельзя завышать оценку Treadwear, а занижать — всегда пожалуйста. Другими словами, если из Treadwear 700 в компании решат искусственно сделать Treadwear 400, препятствий не будет. И так часто поступают. Кажется странным, но тому есть аргумент. Покупателям UHP- и UUHP-шин по большому счёту плевать на потенциальный пробег, им разгоны и повороты с визгом подавай. А раз так, то индекс износостойкости можно занизить, на продажах это не скажется. Зато маркетологам станет проще продавать модели комфорт-класса, тыча на их высоченные индексы и обещая долгие годы службы. Таким моделям Treadwear занижать ни за что не станут.

Короткие выводы: индекс Treadwear идейно правильный, но время, правила тестирования и маркетинг сделали его не просто условным, а условным в кубе; смотреть в таблицы Treadwear — гадать на кофейной гуще.

Получается, что единственный способно узнать о сроке службы с высокой долей правды — заглянуть в сравнительные шинные тесты.

Пробеги шин по тестам

Тестировать автошины на торможение, управляемость и устойчивость в воде — само по себе занятие для богатых. А если в дополнение к этому оценивать ресурс автомобильной резины, нужно быть толстосумом величиной со Скруджа Макдака: придётся раскошелиться на дополнительные комплекты и заплатить лабораториям за испытание. Более того, если гнаться за объективностью и точностью, лабораторные испытания надо бы подкрепить натурными, то есть износить шины длиннющим автопробегом. Позволить себе такие бюджеты могут единицы.

Например, традиционно оценить ресурс шин отваживается крупнейший европейский автоклуб ADAC. Правда, ADAC редко раскрывает конкретные значения, ограничиваясь баллами. Временами деньги находятся и у крупнейшего европейского автожурнала Auto Bild. Замыкает троицу британский блогер Джонатан Бенсон, который ведёт портал Tyre Reviews. Деньги ему выделяют спонсоры.

Таблица с примерами, сколько служат шины разной сезонности и размеров:

Шины Max пробег Min пробег Средний пробег Испытатель
50 летних шин 205/55 R16 71 500 км 23 100 км 39 480 км ADAC, 2023
20 летних шин 225/45 R18 63 200 км 27 600 км 40 020 км Auto Bild, 2023
6 летних шин 225/40 R18 30 595 км 20 460 км 24 480 км Tyre Reviews, 2023
21 летняя шина 215/55 R17 51 340 км 25 840 км 34 000 км Auto Bild, 2022
20 зимних шин 215/55 R17 41 710 км 28 500 км 35 000 км Auto Bild, 2022
15 всесезонных шин 195/55 R16 71 950 км 40 660 км 52 900 км Auto Bild, 2022

Замечание: чтобы ускорить дело, износостойкость шин тестируют на высоких оборотах — как искусственно на лабораторном барабане, как и вживую на колёсах. Повседневно же водители ездят не так быстро, поэтому резина у них, как правило, служит дольше.

Что такое срок годности шин

Срок годности шин и потребительский экстремизм иногда отделяет мгновение: автомобилисты отказывают принимать доставленные им покрышки только потому, что недовольны датой производства по DOT-коду. В немилость попадают не только шины прошлого и позапрошлого года выпуска, но и полугодовалого возраста. Мол, полежавшая резина непременно хуже свежей.

Потребительский опыт постоянно пытается сократить срок годности любых товаров длительного назначения. Вопросов нет разве что к консервированной тушёнке, которую хранили в бочке с тосолом. Причина в том, что люди каждый день покупают продовольственные продукты и держат в уме: купленное молоко и бананы испортятся через часы и дни соответственно. Поэтому бывает тяжело принять, что срок годности шин исчисляется годами и при правильном хранении с резиной ничего не случится.

Тест: как возраст шины влияет на сцепление

Лучший ликбез о срок годности автошин — натурный эксперимент Польской ассоциации шинной промышленности (Polski Związek Przemysłu Oponiarskiego, PZPO). Ассоциация заплатила экспертам TÜV SÜD, чтобы они сравнили тормозной путь у пары зимних шин-«близняшек» разного возраста — 20 недель и 128 недель.

Technische Überwachungs-Verein, или TÜV SÜD (с нем. Объединение технического надзора), — главная европейская организация по оценке продуктов на соответствие международным требованиям, лабораторным испытаниям, строительному контролю и многим другим направлениям, которые требуют максимальной ответственности. Авторитет TÜV SÜD непоколебим, поэтому к беспристрастности и точности измерений в проведённом тесте сомневаться не приходится.

Испытания проходили в марте. Температура воздуха — 6°C, температура асфальта — 3,5°C. Место проведения — автошкола Škoda Autodrom в польской Познани. Перед тем как попасть на тестовую площадку, покрышка постарше полежала на складе, где соблюдали температуру, влажность, освещённость и т. д. Обе шины — одной модели, одного размера, с одинаковым индексом скорости и одинаковым индексом нагрузки. Тестировали их на одном и том же автомобиле, давление нагнетали опять-таки одинаковое.

Эксперты TÜV SÜD провели серию тестов на торможение по полотну с 0,1-мм слоем воды. Средний результат у резины возрастом 128 недель — 40,991 м, средний результат у 20-недельной покрышки — 41,868 м. То есть полежавшая на складе шина отработала 0,877 м лучше, чем её свежая копия.

Что известно о старении шин

Старение шин — это проблема малых пробегов. Прежде всего она касается коллекционных и ретро-автомобилей, машин «выходного дня» и просто подолгу бесхозных машин. Хотя в реалиях Беларуси эта проблема может коснуться каждого.

20-километровый пробег в день — обычное дело для белорусского водителя. Как раз уложишься, чтобы добраться до работы, а на обратном пути заскочить за повседневными покупками. Если садиться за руль каждый день, за год набежит 7 300 км. Накинув поездки на дачу по выходным и парочку длинных путешествий, получится 10 000 пробега в год. Предположим, 7 000 из них достанутся летним шинам, а остальные 3 000 — зимним.

Отталкиваясь от лабораторных испытаний и живых тестов, автопокрышки любой сезонности рассчитаны на пробег от 30 000 км до 40 000 км. В нашем примере получится, что «лето» прослужит лет восемь, а «зима» — с десяток лет. При том что резина — это долговечный материал, от старения она не застрахована. Солнце, воздух, химвещества на дороге — всё это истощает материал, и он теряет сцепные свойства.

Трещины на шинах
Трещины на боковинах и в канавках выдают, что возраст Dunlop SP Sport 2050 уже перевалил за 8 лет

Как правило, постаревшую резину выдают микротрещины. Но даже если микротрещин нет, многолетние шины могут утратить сцепные качества и стать небезопасными. Именно поэтому американские следователи причислили 9-летние шины к возможным «пособникам» автомобильной аварии, в которой погибла голливудская суперзвезда Пол Уокер. Когда следствие изучало обстоятельства фатального крушения Porsche Carrera GT, старческую слабость резины упоминали вместе с износом одного из тормозных дисков и чрезмерной скоростью.

Исследования оценивают: только в США каждый год как минимум 90 человек погибают и ещё 3200 человек получают травмы в авариях, одной из причин которых стало старение шин.[2] Исследование подчёркивает, что некоторые производители рекомендуют заменять шины возрастом от 6 до 10 лет, каким бы ни был износ протектора.

Компания Yokohama рекомендует заменить и утилизировать все легковые и легкогрузовые шины, если дата производства по DOT составляет 10 или более лет, даже если покрышка выглядит неповрежденной и не достигла предела износа.[3]

Расшифровка DOT-кода шины

DOT-код — это уникальный шифр на боковине шины, который представляет собой комбинацию из 7–13 букв и цифр. В буквах и цифрах зашифрована информация о месте производства покрышки, её тип и возраст. DOT — это аббревиатура Department of Transportation, с англ. Министерство транспорта (США).

DOT-коды на шине Maxxis
Буквы «1J» в начале DOT-кода указывают, что шину выпустили на индийском заводе Maxxis

Возраст резины можно почерпнуть из четырёх цифр в конце DOT-кода. Часто эти четыре цифры окружает выпуклый овал. Если аббревиатура DOT напечатана, но за ней нет других букв и каких-либо цифр, надо посмотреть противоположную боковину. Производители обязаны наносить полный идентификационный номер только на внутреннюю или внешнюю боковину, но не на обе боковины.

Пара первых цифр в четырёхзначном шифре даты — это неделя производства, а пара последних цифр — это год изготовления. Например, если в конце DOT-кода стоит 2723, это значит, что шина сошла с конвейера на 27 неделе 2023 года. Если шифр даты трёхзначный, значит шину «запекли» до 2000 года, когда использовали другую систему маркировки.

Помимо недели и года производства, в DOT-коде шифруют и другую информацию. Обычно это два блока информации:

  • В первом блоке зашифрован завод, на котором выпустили автошину. Плюс в этом блоке зашифрован типоразмер шины.
  • Во втором блоке зашифрован внутренний индивидуальный код продукта, и это необязательный блок. Быть ему или не быть, а если быть, то какое шифрование применить, решает производитель.

Чтобы узнать возраст шин, введите последние четыре цифры DOT-кода:

Введите DOT-код шины:
Результат:
Введен DOT-код:
Дата производства:
Возраст шин:

Источники

1. англ. What are UTG ratings  — официальный сайт Cooper Tires.

2. англ. Safety in numbers — сайт Национального управления безопасностью движения на трассах США.

3. англ. Tire life — официальный сайт Yokohama Tire