Летом ездим на летних шинах – это неоспоримо. Но жутко интересно, как поведут себя летние шины в сравнении со всесезонными, если смоделировать раннюю весну или позднюю осень. Разбирать теорию и спорить на этот счёт можно долго. Быстрее и правильнее провести тесты и получить однозначный ответ.
В чём проблема с выбором между летними шинами и всесезонными
Толчком к смешанному тесту летней и всесезонной резины стали данные о дорожном трафике и температуре воздуха, собранные в разных точках Финляндии с начала весны по конец осени. Поскольку финские ночи не особенно тёплые, по утрам на юге страны обычно от пяти до десяти градусов, а на севере – довольно часто всего на пару градусов выше нуля. И это в час пик, когда все едут на работу или по намеченным делам. Похоже, что летним покрышкам в таких условиях некомфортно, ведь их разрабатывали для горячих и даже обжигающих температур.
Что касается всесезонных шин, в сравнении с летними они не так хорошо переносят жару, зато заморозки их не пугают. Более того, у них есть специальная маркировка для вождения зимой – снежинка внутри горы. Обывательский опыт подсказывает: поскольку зимы пошли не такие уж морозные, а снега у погоды ещё надо попросить, «всесезонки» выглядят оптимальным выбором. С другой стороны, производители и продавцы обычно не рекомендуют покупать шины 2 в 1.

Чтобы разобраться, какие автошины лучше показывают себя начиная с только-только пришедшей весны до глубокой осени, обозреватели Tekniikan Maailma приобрели десяток летних моделей и четыре всесезонные. Выбранный размер – 225/45 R17 – предлагает превеликое множество вариантов, но финны остановились только на премиальном или высшем среднем класса для обеих противоборствующих сторон. В схватке сошлись как старожилы подобных соревнований, так и новинки 2025 года, например Michelin Primacy 5. И так сложилось, что именно ей достался лавровый венок победителя.
В чью пользу закончилось сравнение летних и всесезонных шин
Финские журналисты уточнили, что тесты на торможение проходили поэтапно при разной температуре асфальта. Так, для торможения на мокром покрытии (80–5 км/ч) они выбрали отметки +2 °C, +7 °C, +12 °C и +17 °C, а для сухого торможения (100–5 км/ч) ими стали –5 °C, +3 °C, +11 °C и +25 °C. Общий результат – это среднее значение всех результатов, полученных при разной температуре.
Испытания на управляемость на мокрой дороге прошли в диапазоне +7…14 °C. Тесты проводили три пилота, и все шины проезжали трассу как по нижней, так и верхней границе температурного диапазона. Результат – среднее время круга при разной температуре асфальте. Управляемость на сухой дороге оценивалась субъективно при температуре от +20 °C до +30 °C.

Лучшие результаты среди всех всесезонных шин вместе взятых в сравнении с летними:
- мокрое торможение – 5-е место;
- сухое торможение – 11-е место;
- мокрое вождение – 9-е место;
- аквапланирование – 7-е место.
За выводом далеко ходить не надо. Даже в прохладную весеннюю или осеннюю погоду летние шины выглядят надёжнее всесезонных. Пока на рынок «всесезонок» не придёт что-то новое и более совершенное, в этом вопросе можно ставить точку.
Какие шины предпочтительнее купить на лето 2025-го
Судя по итоговым результатам, Michelin Primacy 5 не просто пришла на рынок, а ворвалась в него тараном. Редакция Tekniikan Maailma посчитала её лучшей шиной 225/45 R17 к лету 2025 года, потому что «она первоклассная, работает в любых дорожных ситуациях, причём как в холодную, так и тёплую погоду». Более того, это «бесшумная шина с низким сопротивлением качению». Правда, цена у неё высокая даже для премиального сегмента.
Второе место по сумме всех испытаний заслужила Continental PremiumContact 7. Пилоты написали, что управлять автомобилем в мокрую погоду с ней «легко и безопасно». Если же погода сухая, она «точно управляется при каждом повороте рулевого колеса и не вызывает удивления ни при каких обстоятельствах». Если бы не наивысшее сопротивление качению, можно было бы потягаться за большее.
В отзыве о Pirelli Cinturato P7 C2 финские пилоты отметили, что у итальянской модели «нет серьёзных недостатков». Если говорить о вождении в дождь, «в экстремальных ситуациях её поведение может быть резким, тем не менее сцепление и управляемость остаются на хорошем уровне». На солнце она «реагирует точно и не требует усилий». Отрицательное влияние на положение в таблице оказало немного повышенное потребление топлива.

Яркие особенности Bridgestone Turanza 6 – минимальное сопротивление качению и бесшумность – сходу делают её хорошим выбором для электромобилей. Характеризуя ездовые качества, испытатели написали о «плавной гарантированной управляемости» на мокром покрытии и устойчивом поведении на сухом. Худшая черта японской модели – сравнительно низкая устойчивость к аквапланированию.
Если купить Nokian Hakka Black 3, можно рассчитывать, что сцепление не подкачает ни на мокрой дорожной поверхности, ни на сухой. Она достойно служит в сложных ситуациях, а это вызывает удовлетворение. Положение дел портится из-за дополнительного расхода топлива.
Цена Hankook Ventus Prime4 K135 ниже, чем у лидеров теста, однако и «сцепление с дорогой немного уступает лучшим шинам». Топливная эффективность, опять-таки, совсем не на высоте.
На седьмой строке общего зачёта расположилась Bridgestone Turanza AllSeason 6. Не верх мечтаний, конечно, однако надо отдать должное, это лучший результат среди всех «всесезонок». В целом она неплохо показывает себя в прохладную влажную погоду и ей по силам справиться с тёплыми днями в середине лета.

Выступление Pirelli Cinturato All Season SF3 обозреватели Tekniikan Maailma подытожили словами, что на смоченном асфальте «шина управляется логично и не страшит резкой потерей сцепления», при этом её «боковое сцепление не совсем оптимально». При сухом вождении она «медленно реагирует на внезапные ситуации», вместе с тем «задняя ось при уклонении стабильна». И куда без повышенного расхода топлива!
Vredestein Ultrac провалила серию тестов на мокрое торможение, что не оставило ей шансов подняться выше девятой позиции рейтинга. Общий вывод: это хорошая шина для тёплого времени суток и тёплых дней, но с похолоданием она работает неправильно. Continental AllSeasonContact 2, напротив, хороша в холодную сырую осеннюю погоду, однако в целом, сравнивая с летней резиной, проблем у неё хватает.
«Ошеломляющий» результат Goodyear Eagle F1 Asymmetric 6 обусловлен тем, что американская модель «не переносит прохладные условия». Как только температура растёт, так сразу она преображается. Из плюсов – отличное водоотведение, из минусов – большой аппетит к горючему.

Подвал турнирной таблицы стал для Nokian Nordman South закономерным исходом. Всё потому, что её «сцепление с асфальтом на порядок ниже, чем у лучших из лучших» и у неё «есть несколько серьёзных недостатков». С другой стороны, это отнюдь не флагманский продукт с отнюдь не флагманской стоимостью. Falken Ziex ZE320 стоит тоже относительно недорого, и в её случае тоже можно ко многому придраться. Например, на смоченном покрытии «пробуксовывание как передней, так и задней оси может начаться быстро и неожиданно».
По мнению команды Tekniikan Maailma, худшей в смешанном сравнении всесезонных и летних шин 225/45 R17 стала Goodyear Vector 4Seasons Gen-3. Проблема – ослабевание сцепления по мере того, как влажный асфальт прогревается. Доходит до того, что при манёврах уклонения передняя ось теряет хват, а это ничего хорошего не сулит. На сухом асфальте подобных сюрпризов не случается. Шумность и сопротивление качению у неё в норме.
Источник: Tekniikan Maailma